1 Февраля 2015

Светильники раннего Средневековья: романский стиль

При упоминании о романском стиле воображение рисует приземистую церковь, своими мощными стенами напоминающую крепость, или немного мрачноватый замок со сторожевыми башнями. Любое раннесредневековое сооружение сложно представить без строгих колонн, резных сводов и круглых арок. Помещениям в ту эпоху явно не хватало света, в дневное время — из-за маленьких узких окон, а вечером — из-за несовершенства светильников, существовавших в раннее Средневековье.
Прообразом современных люстр были так называемые короны, представлявшие собой металлические обручи с расположенными на ободе свечами. Они появились в Западной Европе в IX столетии, незадолго до того, как начался расцвет романского стиля, который пришелся на X – середину XIII века. К потолку светильники подвешивали с помощью железных цепей. Нижняя их часть имела форму конуса или полушара. Свечи находились в стилизованных подсвечниках.

Особенности светильников в романском стиле


До наших дней в некоторых западноевропейских храмах сохранились кольцеобразные серебряные светильники периода раннего Средневековья. Диаметр довольно больших корон составляет 5-6 метров. Такое паникадило (центральный светильник в церкви) украшалось чеканными и позолоченными орнаментами. В качестве украшения использовались и фонари, изготовлявшиеся в виде маленьких башен. Эти башенки равномерно располагали по всему кругу подвесного светильника. 

Светильник в Ахенском соборе
Ахенский собор

В знаменитом Ахенском соборе, в котором короновались императоры Священной Римской империи, сохранилось паникадило середины XII века с 48 подсвечниками и 16 свечами. В кафедральном соборе Хильдесхайма, другого немецкого города, можно увидеть уникальный светильник, изготовленный в 1062 году. Шестиметровое в диаметре паникадило имеет 72 подсвечника и 24 фонаря. Эти светильники считаются шедеврами романского стиля. Для него характерны прочные, тяжелые формы, массивность и строгость.

Светильник в соборе Хильдесхайма
Собор Хильдесхайма

В XI столетии в католических храмах стали устанавливать алтарные подсвечники из бронзы. Они ставились по обе стороны алтаря. Высота таких подсвечников для одной свечи составляла 15-40 см. Для их изготовления использовалось художественное литье. Для подсвечников эпохи раннего Средневековья характерно минимальное декорирование. В ту пору ценились простые формы и лаконичная отделка любых элементов интерьера.

Подставка для факела

В раннесредневековых замках для освещения помещений использовались подвесные светильники, обод которых изготавливался из железа. На стенах висели железные кованые подставки для факелов, обычно лишенные декора. В быту в то время получили распространение подсвечники для свеч и лучин, также изготовлявшиеся из железа. Их характерными чертами были строгость и отсутствие излишеств. Остается добавить, что в быту обычно использовались сальные свечи. В храмах для совершения обрядов применялись дорогие свечи из воска.

НазадВперед