12 Февраля 2015

Светильники XVIII века: стиль рококо

В первой четверти XVIII столетия во Франции зародился стиль рококо, появление которого привело к завершению эпохи барокко. Он получил свое название от слова rocaille («декоративная раковина», «ракушка»). Если ограничить характеристику рококо только одним эпитетом, то, как вы думаете, какое определение этого стиля будет самым точным?
Специалисты считают, что наиболее полно стиль рококо характеризует слово «изящный». Для декора той поры свойственны легкость, утонченность, изысканность. Характерными чертами рококо являются изгибающиеся линии и асимметрия. В ту пору были модными роскошные люстры из бронзового каркаса с многоярусными подвесками из горного хрусталя или хрустального стекла.
Именно в период расцвета рококо впервые для конкретного помещения (дворцового зала или комнаты в доме богатой семьи) на заказ стали производиться сразу все элементы интерьера: от паркета и мебели до люстры и подсвечников. Каждый предмет обстановки гармонировал со всеми остальными. Это придавало интерьеру совершенно изумительный, завершенный вид. 

Особенности люстр в стиле рококо

Широкое развитие новый стиль получил в Германии и Австрии. Выдающимся образцом рококо является Большой зал дворца Нимфенбург в Мюнхене. Дворцовый комплекс был резиденцией курфюрстов Священной Римской империи. Большой зал украшают без преувеличения, шедевральные светильники. Своими изящными люстрами в стиле рококо славится и дворец Сан-Суси в Потсдаме, построенный для прусского короля Фридриха Великого по его же проекту. 
Люстра в Большом зал дворца Нимфенбург
В Англии в ту пору тоже изготовляли светильники с характерными завитками, переплетающимися растениями, гирляндами. Причем, все эти элементы орнамента располагались беспорядочно, симметрия была не в моде. Каркасы выполнялись из позолоченной или посеребренной бронзы. Настольные светильники обычно устанавливали на изогнутые ножки, которые нередко были стилизированы под лапы каких-нибудь животных. 
В середине XVIII века достигло расцвета австрийское рококо. Для него характерны многоярусные люстры из позолоченного металла и богемского стекла. Поражающие своей красотой светильники украшают залы Шёнбрунна, летней резиденции австрийских императоров. Дворец был реконструирован по приказу Марии Терезии. Интерьеры оформили в стиле рококо, который эта императрица очень любила. Неудивительно, что австрийское рококо нередко называют стилем Марии Терезии. 
Большой зал Шёнбрунна

Настольные светильники и бра эпохи рококо

В моде в ту эпоху были высокие (до 50 см) канделябры. В России, Франции, Италии и Англии широкое распространение в XVIII веке получили жирандоли. Эти светильники с рожками, расположенными по окружности, иногда в несколько рядов, представляли собой сложные композиции со скульптурными деталями. Зарождение стиля рококо практически совпало по времени с изобретением фарфора в Европе. Фарфоровые светильники стали популярными во многих странах. 
Французские парные жирандоли в стиле рококо (бронза с позолотой)
Бра обязательно должны были сочетаться с настольными подсвечниками, канделябрами и жирандолями. Настенные светильники причудливых форм изготавливали одно- или двухрожковыми, в больших залах на стены вешали трехрожковые осветительные приборы. Рожки располагались асимметрично, на разной высоте. Чаще всего использовались парные светильники, их вешали по обе стороны камина, зеркала, картины. 
НазадВперед