1 Апреля 2015

Светильники конца XIX – начала XX века: стиль модерн

Модернизм, ар-нуво, югендстиль, сецессион, тиффани, либерти… Нет, это не названия разных стилевых направлений. Так называется в различных странах один и тот же стиль  — модерн. Он везде имел свои характерные национальные черты и особенности. Стиль, забытый после начала Первой мировой войны, спустя сто лет оказался в тренде интерьерной моды. В чем же заключаются привлекательность и очарование модерна? 
В последнее десятилетие XIX столетия в странах Европы на смену эклектике, предполагающей смешение стилей, пришел модерн. Это стилевое направление предполагает выполнение всех элементов, окружающих человека, в едином ключе. Мебель, светильники, настенные покрытия, различные предметы интерьера стали изготавливать в одном стиле. Для модерна характерны плавные, изогнутые линии, не лишенные изящества формы, цветовые контрасты. На рубеже веков появились новые технологии, вызвавшие небывалый расцвет прикладного искусства.   

Характерные особенности светильников в стиле модерн

Ведущими представителями модерна общепризнанно считаются архитекторы Орта и Гауди, дизайнер Тиффани. Эти и многие другие известные мастера, работавшие в ту эпоху, стремились к созданию вокруг человека цельной пространственной среды. Американский дизайнер и художник Луис Тиффани, в честь которого в США и назвали этот художественный стиль, создавал уникальные светильники из цветного стекла. Его восхитительные ламповые абажуры и поныне считаются эталоном стиля.
Изысканная настольная лампа от Луиса Тиффани
Изысканная настольная лампа от Луиса Тиффани

Испанский архитектор Антони Гауди создавал не только проекты потрясающих по красоте зданий. Он разрабатывал и интерьеры, проектируя, в частности, удивительные светильники. Самой первой работой классика модерна стал канделябр с рожками необычной формой. Несколько зданий, построенных Гауди в Барселоне, включено в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В их число входит дом Бальо, построенный в 1906 году. В нем сохранились колоритные люстры, созданные по проекту Гауди.
Люстра в доме Бальо в Барселоне
Необычная люстра в доме Бальо в Барселоне

В Европе в эпоху модерна были популярны настольные светильники с расширенными к низу абажурами. Они позволяли максимально использовать свет, исходивший от электролампочек. Причудливый декор на светильниках был характерной чертой стиля. Осветительные приборы, представлявшие собой симбиоз элегантности и экспрессии, часто украшались растительным орнаментом, женскими фигурами, изображениями бабочек и птиц.
Особой популярностью пользовались люстры-«букеты». Они имели рожки в виде виноградных лоз, лиан, садовых цветов или плодов. Ценились несимметрические композиции с элементами из бронзы или другого металла, хрусталя или более дешевого стекла. Люстра обычно дополнялась торшером, который часто изготавливался в виде какого-нибудь дерева. Дизайн светильников исключал наличие углов и ломаных линий. 
Люстра букет
Люстра-«букет» в стиле английского модерна (начало XX века)

Модерн в России

В нашей стране модерн стал популярен в самом конце XIX века, на несколько лет позже, чем в Европе. Мастера той эпохи создавали светильники необычных, причудливых форм. Важнейшими средствами выразительности стали фактура и цвет. Одним из наиболее значимых архитектурных памятников периода модерна считается дом, построенный на Невском проспекте в С-Петербурге для компании «Зингер» (ныне Дом книги). Его фасад украшают фонари, которые являются, пожалуй, самыми известными и узнаваемыми уличными светильниками в стиле модерн в России.

Фонари у входа в Дом книги на Невском проспекте
Фонари у входа в Дом книги на Невском проспекте — шедевр российского модерна
НазадВперед