9 Февраля 2015

Светильники раннего Нового времени: стиль барокко

В истории светильников насчитывается немало знаменательных событий, повлиявших на развитие интерьерного и уличного освещения. Одно из них стоит выделить особо за его поистине революционный характер. Случилось оно в середине XVII века, когда в Европе царствовал стиль барокко. Плодами той революции в истории светотехники человечество пользуется и в наши дни. Что же за событие имело столь уникальную значимость?

Хрустальные люстры — символ барочного стиля в интерьере

Какими бы искусными и красивыми ни были светильники в эпоху Средневековья, но они имели существенный недостаток. Свет от их свечей был очень слабым. С наступлением периода Новой истории в середине XVII столетия в Италии научились изготавливать хрустальные подвески. Благодаря этому революционному новшеству подвесной светильник стал давать многократно больше света. Это было важно для барочных интерьеров. Ведь для стиля барокко характерны пышность, показная роскошь, патетическая приподнятость. 
Самым знаменитым интерьером в барочном стиле считается Зеркальная галерея Версальского дворца. Она была создана при короле Людовике XIV в 1684 году. Галерея славится восхитительными люстрами из серебра с хрустальными подвесками. При дефиците освещения интерьер таким пышным и роскошным, конечно, не казался бы, и никакие зеркала не помогли бы наполнить помещение светом. Так что, появление хрустальных светильников в период господства барокко пришлось весьма кстати.
Зеркальная галерея в Версале
Зеркальная галерея в Версале

Первоначально для изготовления подвесок применяли природный горный хрусталь, который подвергался огранке. Позднее было освоено производство более дешевого хрустального стекла. Светильники из хрусталя во Франции стали называть luster («блеск»). Вскоре это слово заимствовали другие страны, появилось оно и в России. Первоначально люстрами называли любые светильники из хрусталя, не только подвесные изделия, но и подсвечники, канделябры с хрустальными подвесками. 

Если говорить о России, то в нашей стране были искусные мастера по изготовлению люстр, которые мало в чем уступали знаменитым на всю Европу специалистам из Франции, Фландрии, Голландии. Подлинными шедеврами барочного стиля считаются 12 светильников, которые украшают Тронный зал Большого Петергофского дворца. В них отчетливо видна та самая показная роскошь, характерная для барокко. Изысканные люстры с подвесками в виде дубовых листьев были изготовлены мастерами Петербургского казенного стекольного завода. 

Люстры в Тронном зале Большого Петергофского дворца
Люстры в Тронном зале Большого Петергофского дворца

В XVIII веке широкое распространение получили люстры, изготовлявшиеся в Богемии. Их называли богемскими розами. Конструкция таких светильников больше направлялась в ширину, а не в высоту. Остов люстры изготавливали из листового железа и полностью обкладывали литым стеклом. Казалось, что светильник полностью выполнен из стекла. Богемская люстра украшалась хрустальными подвесками. 

Настольные и уличные светильники в эпоху барокко


В домах знати и богатых купцов использовались в ту пору настольные подсвечники и канделябры из бронзы с позолотой или из серебра. Мастера, которые их изготовляли, заимствовали многие идеи, характерные для стиля барокко в архитектуре. На основании, которое могло иметь разную форму, обычно устанавливался корпус в виде колонны. В разных странах были свои способы декорирования подсвечников.

Итальянские подсвечники начала XVIII века
Итальянские подсвечники начала XVIII века

В раннее Новое время произошло знаковое событие в истории уличного освещения.
В Париже в эпоху Людовика XIV впервые на улицах появилось фонари со свечами. Вскоре уличные фонари начали устанавливать и во многих других европейских городах, которые в вечернее время стали выглядеть уже не так мрачно, как в Средневековье. 
НазадВперед