10 Марта 2015

Светильники первой половины XIX века: стиль ампир

Художественный стиль, зародившийся во Франции в начале XIX века, в период позднего классицизма, часто называют имперским. Чем ампир так нравился Наполеону I и российским императорам? Почему в Советском Союзе после окончания войны этот всеми забытый стиль реанимировал Сталин? 
Название стиля произошло от французского слова Empire, которое переводится как «империя». Появление ампира связано с приходом к власти Наполеона I, ставшего императором Франции в 1804 году. Ему нравилась эстетика Римской империи, в которой воплощались государственное могущество и воинская сила. Ампир заимствовал также и некоторые элементы архитектуры и декоративно-прикладного искусства Древней Греции. 

Основные особенности ампира

Новый стиль отличается от классицизма, своего предшественника. Ампиру присущи помпезность и подчеркнутая величавость, немного тяжеловесная роскошь и некоторая холодность. Этот стиль быстро распространился в странах Европы. Шедевром архитектуры стиля ампир считается дворец Вильгельмсхёе в немецком городе Кассель. В начале XIX века он принадлежал Жерому Бонапарту, младшему брату Наполеона I. Во дворце сохранились хрустальные люстры того периода.
После абзаца: Новый стиль отличается от классицизма: Люстры в зале дворца Вильгельмсхёе

В эпоху ампира были популярны люстры из хрусталя и каркасом из бронзы, латуни или железа. Металл чаще всего золотили, иногда его поверхность серебрили. Обручи люстры крепились к стержню с помощью спиц. В некоторых случаях они вешались друг под другом при помощи цепей. Популярны были корзинообразные формы люстр. Ценились симметрия и строгость линий. Элементы из хрусталя выполнялись в виде сосулек, продолговатых призм, овалов, в моде были и хрустальные гирлянды. 

Подсвечники в эпоху ампир изготовлялись преимущественно из позолоченной бронзы, часто ее патинировали. Настольные светильники обычно украшали скульптурами римских и греческих богинь и богов, державшими в поднятых руках факелы. В качестве декора использовались головы диких животных, львиные лапы. Наследие Римской империи воплощалось в виде мечей, щитов, копий, лавровых венков, факелов и некоторых других элементов.

Парные подсвечники в стиле ампир

Стиль ампир в России 


В Западной Европе ампир господствовал недолго. Вскоре после свержения Наполеона I имперский стиль потерял популярность. К середине 30-х годов его стали забывать. В России же, в отличие от стран Европы, ампир продержался довольно долго, до конца XIX столетия. Замечательным образцом архитектуры в этом стиле является Казанский собор в Санкт-Петербурге, построенный в 1811 году при Александре I. 

Люстры в Казанском соборе Санкт-Петербурга

В России к имперской идее ампира после окончания Отечественной войны добавилась идея национального достоинства и народного единства. Для украшения светильников использовались как древнеримские мотивы (мечи, связки стрел, щиты и др.), так и элементы декора в русском стиле в виде, к примеру, снопа колосьев, серпов. Тем самым подчеркивалось величие античной и русской культур, которые уравнивались. Это находило поддержку у российских императоров.

Навсегда, казалось бы, забытый ампир оказался востребованным в Советском Союзе во времена Сталина. После окончания войны этот стиль господствовал в архитектуре и декоративном искусстве до середины 50-х годов. Эстетика, прославлявшая государственное могущество и воинскую силу, всячески поощрялась Сталиным. Неудивительно, что данный стиль получил название сталинский ампир.

НазадВперед