6 Февраля 2015

Светильники эпохи Возрождения: ренессансный стиль

Эпоха Возрождения сыграла в истории человечества выдающуюся роль. Она подарила миру великих художников, скульпторов и архитекторов, знаменитых ученых и мореплавателей, известных писателей и поэтов. А какими достижениями могли похвастаться в период Ренессанса мастера-литейщики? Какие страницы в эпоху Возрождения были вписаны в историю светильников?  
Период Ренессанса, наступивший в начале XV века, ознаменовался возвращением в архитектуре к образцам Античности. Для ренессансных зданий характерны арочные галереи, колоннады, купола, своды. Городское строительство сделало в ту пору огромный шаг вперед. Разбогатевшие купцы и банкиры строили для себя роскошные дома-дворцы. 

Визитной карточкой архитектуры эпохи Возрождения считается Палаццо Питти во Флоренции (Италия). Дворец был построен в 1464 году, в период раннего Ренессанса. В огромной резиденции богатого флорентийского банкира Питти сейчас размещаются художественные галереи и музей. В некоторых дворцовых залах можно увидеть сохранившиеся ренессансные светильники.

Люстра в Палаццо Питти
Палаццо Питти, Флоренция

В храмы той эпохи устанавливались большие паникадила (центральные подвесные светильники) с рожками, которые часто имели форму буквы S. Рожки крепились к корпусу в два или три яруса. Нижнее основание паникадила часто украшалось львиными головами. Литейщики Германии, Фландрии, Нидерландов в эпоху Возрождения владели сложной техникой и отличались изысканных художественным вкусом. Изделия, которые они изготовляли, расходились по всей Европе. 
В период Ренессанса в храмах использовались алтарные подсвечники с основанием различной формы. Их изготовляли из бронзы или серебра, в кафедральных соборах ставились подсвечники, которые были покрыты позолотой. В старинных храмах Западной Европы можно и сейчас увидеть эти изделия, изготовленные мастерами эпохи Возрождения. Сохранились, к примеру, ренессансные подсвечники в соборе Святого Петра в Риме.

Алтарные подсвечники в соборе Святого Петра
Алтарные подсвечники в соборе Святого Петра 

В период позднего Возрождения стали изготавливать алтарные подсвечники с рожками треугольной формы. Трехгранный цоколь размещали или просто на округлых ножках, или же на стилизованных звериных лапах. Элементами таких подсвечников были пластина в виде круга, ставившаяся на нее вазочка, над которой возвышалась колонна, а в некоторых случаях — фигурный столбик. Для сбора воска была предусмотрена специальная чаша. 
Богатые семьи заказывали для своих замков и дворцов подвесные светильники, похожие по виду на церковные паникадила. Зажиточными горожанами активно использовались в ту пору бронзовые и серебряные подсвечники с красивой отделкой. Их основание многие мастера эпохи Возрождения изготавливали в виде колокола. В ходу были и канделябры, которые отличаются от подсвечника наличием нескольких рожков для свечей. Канделябры могли быть настольными, настенными и напольными. В последнем случае их высота могла достигать полутора метров и даже чуть выше.
С завершением эпохи Возрождения закончился длительный период Средневековья. Новое время принесло и новые стили в культуре.
НазадВперед