24 Февраля 2015

Светильники XVIII – XIX веков: стиль классицизм

XVIII столетие стало веком господства трех стилей: бароккорококо и классицизма. Если рококо можно рассматривать как изящное продолжение барокко, то классицизм имел принципиально иную эстетику. Каковы главные особенности этого художественного стиля? Как изменились светильники в новую эпоху?
Классицизм представляет собой стиль, в основе которого лежат идеи рационализма. В качестве образца для архитекторов, художников, декораторов выступало античное наследие. Классицизм зародился во Франции, достигнув расцвета в третьей четверти XVIII века, при Людовике XVI. На смену эпохи рококо с изящными, грациозными, подчас даже излишними украшениями и характерной асимметрией пришел новый стиль, поощряющий четкие, ясные, симметрические формы без особых излишеств. 

Отличительные особенности светильников эпохи классицизма

«Благородная простота и скромная грациозность», – в этих словах немецкого историка искусства И. Винкельмана выражена эстетика классицизма. Декор стал в эту эпоху более сдержанным. Важнейшей элементом внутреннего убранства помещений считалась люстра, которая по канонам стиля располагалась в центре зала или комнаты. Шедевром русского классицизма считается Александровский дворец в Пушкине. В его залах можно увидеть замечательные классицистические люстры.

Зал Александровского дворца

Подвесные светильники в ту эпоху обычно имели длинный ствол, свечи располагались в несколько ярусов. В качестве украшения использовались хрустальные подвески. Капли из хрусталя имели сначала грушевидную форму. В начале XIX столетия в Европе распространение получили тонкие подвески, которые напоминали сосульки. Они свисали вокруг основания светильника или со всех ярусов обода люстры в виде хрустальной корзины. Иногда сосульки делали в виде бахромы или дождя. Хрустальный убор мог состоять из звездочек, пирамидок, а также подвесок, напоминавших античную лиру. 

Каркас люстр и других светильников изготовляли из бронзы. Бронзовый сплав чеканили, гравировали и золотили. Изобретение чеканно-штамповочного станка позволило изготовлять основания и другие элементы бронзовых светильников, которые по виду напоминали чеканку ручной работы. В России, Франции и некоторых других странах были популярны подсвечники и канделябры в виде фигуры античной женщины, опирающейся на шар.

Канделябр из позолоченной бронзы эпохи классицизма

К концу эпохи классицизма бронзу стали заменять позолоченным деревом. Для изготовления люстр начали использовать проволоку, папье-маше, левкас (меловой грунт).
Подсвечники и канделябры для королевских дворцов выполняли из золота. В Англии в домах знати использовали серебряные светильники. Шары и цветы, которыми украшали светильники, во времена классицизма стали делать из алебастра, как и в период Античности. 

Влияние научно-технического прогресса на историю светильников

В 1782 году швейцарский ученый Ф. Аргант изобрел масляный светильник с фитилем в виде трубки. Такая горелка давала в 10-12 раз больше света, чем восковая свеча. В дальнейшем это изобретение было усовершенствовано. Широкое распространение получила карсельная лампа, в системе подачи масла которой использовался часовой механизм. Она была разработана французским часовщиком Г. Карселем. В период классицизма для освещения стали использовать керосин, что стало началом нового этапа в истории светильников.

Парные карсельные лампы начала XIX века
НазадВперед