22 Сентября 2015

Светильники межвоенного периода: стиль баухаус

Мало кто знает, что многие окружающие нас предметы (мебель, светильники, другие элементы интерьера) своим дизайном и функциональностью напоминают лучшие творения в стиле баухаус. Это стилевое направление, получившее развитие в Германии в 1919-1933 годах, стало началом новой эры в оформлении интерьеров. Почему же именно эстетика баухауса считается главным столпом дизайна XXI века?
В 1919 году в немецком Веймаре была основана Высшая школа строительства и художественного конструирования, получившая название Баухаус. В этом учебном заведении появилось объединение архитекторов, художников, дизайнеров, разработавших принципы нового стилевого направления. Стиль стал называться так же, как и школа. Его  основоположники видели свою задачу в том, чтобы строить недорогие жилые дома, создавать функциональную мебель, простые светильники, удобные предметы интерьера.

Основы баухауса: функциональность, практичность, простота

Первым руководителем Высшей школы Баухаус стал немецкий архитектор Вальтер Гропиус. Его соратниками были дизайнер Вильгельм Вагенфельд, архитектор Ханнес Мейер, художник Василий Кандинский, другие известные мастера. В основе баухауса лежит индустриальный функционализм. Программной целью основателей нового стилевого направления являлся отказ от «буржуазной роскоши». В Германии было начато серийное производство предметов быта, которые отличались функциональностью, простотой, экономичностью, отсутствием украшений. 

Настольная лампа в Доме-музее Вагенфельда

Настольная лампа в Доме-музее Вагенфельда

Светильники в стиле баухаус сочетали в себе практичность и удобство в использовании. Они изготавливались из недорогих материалов, что определяло их доступную стоимость для массового потребителя. К слову, именно в это время впервые появилась металлическая мебель, ставшая сегодня модным трендом. Разнообразные предметы интерьера, которые разрабатывали представители стиля баухаус, отражали новую эстетику. Страсть к украшательству и роскоши была в Германии, проигравшей в Первой мировой войне, не в моде.
Большой вклад в развитие новой предметной среды интерьеров внесла дизайнер и художник Марианна Брандт. Она занималась, в частности, созданием оригинальных светильников. Очень многие ее модели были тогда запущены в серийное производство. Даже в наши дни по проектам Марианны Брандт выпускаются люстры и настольные лампы. Ее светильники отличаются сочетанием функциональности и тщательно продуманного дизайна. Работы этого дизайнера стали прообразами минимализма, будущего стилевого направления, появившегося в 60-е годы.

Знаменитое творение Марианны Брандт сохраняет актуальность и сегодня
Знаменитое творение Марианны Брандт сохраняет актуальность и сегодня

Скромное обаяние светильников в стиле баухаус

Это стилевое направление характеризуется огромным количеством инноваций: от модульной мебели до разноуровневых потолков. Многие идеи, предложенные ведущими представителями баухауса, получили новое развитие в XXI веке. Светильники, выполненные в этом стиле, привлекают лаконичностью, четкостью геометрических форм (самыми популярными формами являются шар, куб и цилиндр). Отсутствие декора и орнаментов придает люстрам, настольным лампам, бра, торшерам простоту и совершенство, которые так ценятся сегодня.

Немецкая люстра в стиле баухаус

Немецкая люстра в стиле баухаус

НазадВперед